Сегодня я хотел бы поговорить о таком атрибуте судомоделизма как витрина для модели парусника.
Необходимость в наличии этого предмета может быть продиктована несколькими факторами:
И, конечно, обидно, когда созданная многодневным трудом модель неожиданно получает повреждения «несовместимые с жизнью».
Поэтому я хочу рассказать о конструкциях витрин, которые я изготавливаю на заказ, а также для комплектации готовых моделей.
1. Витрина для моделей небольшого и среднего размера (до 600мм).
Для изготовления основания я беру заготовку из ЛДСП 16мм с припуском 20-30мм на каждую сторону.
На заготовку приклеиваю, в зависимости от ширины, одну или две пластины ламинированного паркета нужного цвета и текстуры. Пластины приклеиваются с выходом на припуск. Для приклейки использую контактный клей «Момент» -универсальный. Клей приобретаю в банках для удобства нанесения на большие площади с помощью кисти. После высыхания клея, основание выпиливаю в размер на форматно-раскроечном станке. При этом при распиловке получаются абсолютно четкие торцы основания.Декорировать торцы основания можно несколькими способами: ламинированной меламиновой мебельной кромкой, кромкой ПВХ, шпоном ценных пород. Я предпочитаю декоративный багет разных видов, рисунки и стиль которого вполне в стиле эпохи парусных судов. Толщина основания получается примерно 25мм. Высота багета 30мм. При установке багета по периметру основания получается бортик, который в последствии становится ограничителем от смещений стеклянного колпака витрины. После закрепления багета (жидкие гвозди, финишные гвозди под золото и бронзу), основание в сборе я покрываю шелковисто-матовым лаком «Alpina». После высыхания лака устанавливаю войлочные подпятники на нижнюю часть основания и по внутреннему периметру багета на основание приклеиваю самоклеящуюся буферную ленту от шкафов-купе системы «Komandor», которая обеспечит максимальное уплотнение при установке стеклянного колпака и, соответственно, защиту от пыли. Ну, а собственно колпак я склеиваю из стекла 4мм по технологии склеивания аквариумов при помощи прозрачного силиконового герметика.
Недостатки колпака такой конструкции: 1. При склеивании герметик выступает и удаление его остатков занимает много времени, а в узкой и высокой витрине, например для модели яхты, это еще и совсем неудобно. 2. Если модель достаточно большая, то возникают сложности при установке колпака — он объемный и тяжелый.
2. Витрина для моделей свыше 600мм.
При изготовлении моделей длиной свыше 600мм целесообразно использовать стекло толщиной 5мм (хотя, если честно, для Soleil Royal я сделал витрину 1220мм используя стекло 4мм), но при этом цельноклееный колпак становится очень тяжелым. Поэтому для таких моделей целесообразно делать сборно-разборный колпак. При этом конструкцию основания я оставляю неизменной, только просверливаю по углам четыре сквозных отверстия ø7мм для крепления стоек. Стойки я изготавливаю из деревянного бруска сечением от 20*20 до 36*36мм (сосна, бук), в котором фрезеруются пазы 4-6мм под стекло. С двух торцов стоек сверлятся отверстия под резьбу М10, в которые с клеем вворачиваются футорки с внутренней резьбой М6 (при использовании стоек из бука или дуба можно футорки исключить — в твердых породах прекрасно держатся саморезы по дереву). Стойки тонируются морилками («Pinotex Classic») и лакируются шелковисто-матовым лаком «Alpina».
Сборка витрины из готовых деталей достаточно проста:
1. На основание устанавливаются стойки с помощью винтов М6,проходящих через сквозные отверстия в основании и вворачиваемых во внутренние резьбовые отверстия М6 в футорках нижних торцов стоек.
2. В пазы стоек вставляются одно фронтальное и два торцевых стекла.
3. В витрину помещается модель.
4. В пазы стоек вставляется второе фронтальное стекло и накладывается верхняя крышка (либо стеклянная, либо глухая) с четырьмя сквозными отверстиями и закрепляется четырьмя декоративными винтами М6 в футорки в верхних торцах стоек. На мой взгляд у глухой крышки есть одно немаловажное преимущество — с нижней стороны можно фрезеровать пазы для вклейки светодиодных лент подсветки.
Так выглядит готовая сборно-разборная витрина (Модель чайного клипера «Cutty Sark» М 1:75 от Billing Boats)
С уважением и благодарностью ко всем прочитавшим,
Скворцов А.Ю. , Корабельная верфь «Старый Боцман»